среда, 12 мая 2010 г.

Алексей Пехов - Страж


Вышедший в прошлом году роман «Пересмешник» оказался новой ступенькой в развитии творческой карьеры Алексея Пехова, окончательно закрепив талантливого автора в списке лучших российских писателей. Очень стильный и интересный роман моментально завоевал любовь читателей и одновременно стал своеобразным мерилом дальнейшего творчества автора, поскольку каждую следующую книгу Пехова подсознательно будут сравнивать с «Пересмешником». И именно в этом сравнении «Страж» проигрывает.

В романе Пехов применил новый авторский ход, разделив книгу на шесть законченных историй-новелл, связанных единым героем и сквозным сюжетом. Такое разделение книги вкупе с профессией главного героя и личностью его возлюбленной неизбежно вызвало у читателей ассоциации с «Ведьмаком» Сапковского, однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что этими деталями сходство и заканчивается. Пехов создал новый, очень оригинальный мир, соткав его картину из причудливой смеси описаний средневековой Европы, христианских мотивов и различных «городских» легенд.

Каждая из представленных в книге новелл являет собой новый рассказ, повествующий о том или ином похождении стража Людвига ван Нормайенна. Все приключения отличаются друг от друга, и двух одинаковых историй в книге не найдется. Читателя ожидают и авантюрный шпионский рассказ, и мистический детектив, и новелла про бушующую эпидемию, и обычные приключенческие истории. Каждая из новелл логически завершена и может считаться отдельной повестью, однако все вместе они отлично складываются в полноценный роман, поскольку последствия совершенных Людвигом подвигов еще долго влияют как на него, так и на окружающих. Единый сюжет прослеживается через все истории. Вообще, построив таким образом роман, Пехов отлично высказал идею, что каждый человеческий поступок не остается без реакции и имеет свои последствия, как позитивные так и негативные.

Несмотря на логическую завершенность, концовка романа оставляет возможность для продолжения. Остаются неизвестными как судьбы некоторых героев, так и ответы на ряд вопросов. Кем на самом деле является Пугало? Есть ли доля истина в обвинениях Ордена Праведности? Имеет ли Братство какое-либо отношение к трагедии в Солезино? Очень хочется надеяться, что со временем Пехов ответит на все эти вопросы в продолжении романа.

Чему не хватает цельности, так это миру. Несмотря на обилие информации о мире, различных странах, городах и людях, его населяющих, большая часть сведений дается в завершающем книгу глоссарии. А места, которые посещает герой по ходу книги, кажутся какими-то обезличенными и стандартными. В описании мест легко угадываются реальные исторические прототипы и локации Центральной и Южной Европы, а за основу одного сооружения явно брался Колизей, но, в то же время, того ощущения реальности мира и собственного в нем присутствия, как это было с Рапгаром, в «Страже» не наблюдается. После некоторого раздумья понимаешь, что дело заключается, как ни странно, в мелочах и деталях. Реальности Рапгару придавали незначительные детали, мелкие подробности, богато раскиданные по тексту произведения. И именно этого многообразия мелочей недостает «Стражу».

Сильной стороной книги следует отметить блестяще прописанных персонажей, особенно главных героев романа, стражей Людвига ван Нормайенна и Гертруды. В самом начале, когда только происходит знакомство с персонажами, в истории Людвига и Геры начинаешь искать отголоски истории Геральта и Йеннифер. Предпосылки для такого поиска существуют, и Людвиг и Геральт занимаются мало кому понятным делом, спасают простых селян от порождений тьмы, получают за это плату, но при этом в некоторых местностях к обоим относятся откровенно враждебно. Гера же, как и Йеннифер, чародейка. Ее и Людвига связывают долгие отношения, на каком-то этапе парочка разбегалась, но жить друг без друга они все-равно не могут.

На этом сходства с «Ведьмаком» и заканчиваются. Гертруда, мало того, что колдунья, является еще и стражем, причем не из последних. Арсенал Людвига состоит всего лишь из одного кинжала, однако члены братства также обучены магии, влияющей только на души. Несмотря на то, что в некоторых странах организация стражей запрещена, в остальной части мира к стражам относятся если не с пониманием, то с уважением. И, в отличие от «Ведьмака», Гера заботится о Людвиге и часто идет на жертвы ради него, да и сам страж в долгу не остается.

На первый взгляд Людвиг — очередной циничный персонаж, занимающийся нестандартной работой. Однако с каждой историей начинаешь понимать, что весь цинизм Людвига — показной, и является защитной реакцией организма, выработанной после стольких лет близкого знакомства с тьмой. На самом же деле Людвиг — довольно чуткий человек, предпочитающий делать так, как велят ему совесть и сердце, что зачастую выливается в глупые и опрометчивые поступки, приводящие к мрачным и трагическим последствиям. Отдельно следует отметить определенную экстравагантность Людвига в плане выбора попутчиков.

Несмотря на то, что Пехов многократно в книге отмечает, как опасно стражам действовать по одному, Людвиг, в основном, работает один, хотя частенько объединяет свои усилия с другими стражами. С другой стороны, Людвиг никогда — повторение по-настоящему не остается один, поскольку всюду, куда бы он ни пошел, за ним следует душа по имени Проповедник и темный одушевленный по имени Пугало. Никто, кроме других стражей и людей, способных видеть души, не может видеть ни Проповедника, ни Пугало. Видимо, наделение главного героя невидимыми спутниками стоит назвать одной из обычных фишек Пехова, достаточно вспомнить амнисов в «Пересмешнике» и Вальдера в «Хрониках Сиалы». И если Проповедник особого внимания не заслуживает, то Пугало вышло на редкость колоритным персонажем.

По началу Пугало было молчаливым и крайне опасным спутником героев, однако с каждой новой историей оно все больше обретало характер и индивидуальность. То кучером заделается, то резчиком по тыквам, то в карты начнет играть так, что никто обыграть не может, то помощь в расследованиях оказывать начнет. С Пугалом никогда нельзя быть уверенным в том, что оно отмочит дальше. Пожалуй, это еще одна примета писательского стиля Пехова — в каждой книге нас ждет довольно нестандартный и симпатичный персонаж, взять, например, Юми из цикла ветра и искр, или двух горгулий Ио и Зефира, которые, помимо всего прочего, любили читать газеты.

Читается книга довольно легко, однако при внимательном прочтении в глаза бросаются ряд опечаток, стилистических огрехов и корявых словесных конструкций. То ли редактура романа протекала в спешке, то ли редакторы были не так внимательны, но количество подобных огрехов, за которые цепляется глаз, больше подобного количества в «Пересмешнике».

В общем мы получаем результат очередного интересного литературного эксперимента автора. Пехов уже давно вышел за рамки обычного писателя жанра фэнтези, и с каждым новым романом мы в праве ожидать новый интересный мир, населенный интересными и колоритными персонажами. Таким романом и является «Страж». Оригинальный, но не до конца раскрытый мир, симпатичные персонажи и увлекательные истории ожидают нас, однако по сравнению с «Пересмешником» это шаг назад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий