вторник, 25 мая 2010 г.

Алексей Пехов - Пересмешник

Написав в 2009 году «Пересмешник», Алексей Пехов окончательно закрепил за собой статус одного из знаковых российских фантастов. Потрясающе стильный и атмосферный роман, снискав любовь многочисленных поклонников, стал лучшим произведением Пехова, с которым в будущем будут сравнивать все последующие книги автора.

История благородного Тиля эр'Картиа, ищущего людей, по чьей вине чэр шесть лет провел в одиночной камере суровой тюрьмы, настолько полюбилась читателям, что «Пересмешник» полгода лидировал в хит-параде лучших книг по версии читателей журнала «Мир фантастики».

Самым главным достоинством романа является детально проработанный мир Рапгара. Основанный на замысловатой смеси пара, магии и электричества, населенный десятками причудливых рас, город потрясает воображение читателей, погружает их в свою атмосферу с первых страниц и не отпускает до самых последних. Здесь существуют паровозы, пароходы, дирижабли и трамваи, но небеса рассекают разумные осы, на улицах можно встретить говорящего кота, гигантские пауки трудятся в жандармерии, а раса разумных растений является двигателем прогресса. Многообразие разумной жизни на страницах книги сперва поражает воображение, однако к такой компании достаточно быстро привыкаешь, поскольку задаешься вопросом «А почему бы, собственно, и нет?».

Читать дальшеБлагодаря десяткам мелким деталей, ссылок на наш мир и занятных фактов создается впечатление реальности вымышленного мира и полного в него погружения. Рапгаром мог бы стать Лондон, если бы он располагался на берегах скалистого фьорда, а население города состояло из пестрой толпы разумных камней, ос, пауков, кошек, растений, а под ногами у всей этой компании топтались мальчики-с-пальчик и дюймовочки.

Но самое главное, что придает городу атмосферу реальности — это то, что он живет своей жизнью, не зависящей от поступков главных героев. Рапгар не просто фон, на котором разворачиваются похождения Тиля. Это живой, постоянно меняющийся и преобразовывающийся механизм, о деятельности которого мы вместе с героем узнаем из свежих гостей, слухов, сплетен, обрывков разговоров и продолжительных философских бесед. В Рапгаре постоянно что-то происходит — неуловимый маньяк Ночной мясник находит своих новых жертв, студенты двух университетов соревнуются в академической гребле, на Арене стартует очередной сезон сражений паровых машин, строители собираются провести новую трамвайную ветку, радикально настроенные группы жителей совершают покушения на видных чиновников, а ведь совсем скоро вспыхнет война с недружественным Малозаном за право обладанием островом Кирос. И это — всего лишь малая толика событий, которые просто случаются в мире, где происходит действие романа.

Цитата: «Наш славный город — это одна большая братская могила мертвых, не совсем мертвых, не слишком живых и тех, кто делает вид, что жив».

Роман построен таким образом, что во все это многообразие деталей погружаешься сразу с головой, словно прыгаешь в омут. В самом начале романа на читателя вываливается целый ворох неизвестных фактов, герои показывают, что явно знают больше, чем читатель, однако с каждой последующей главой Пехов открывает либо частичку тайны, либо рассказывает ту или иную историю о прошлом героя и его личности. Казавшиеся такими непонятными поначалу детали складываются в общую картинку и приглашают читателя за собой на улицы и переулки Рапгара, в котором довольно быстро начинаешь ориентироваться, как в родном городе. Впрочем, словарик в конце книги все равно бы лишним не был.

Детективная составляющая также находится на достойном уровне, интрига закручена настолько лихо, что самостоятельно разгадать личность главных преступников и терзающего город маньяка Ночного Мясника невозможно. Иные читатели могут попенять Пехову за то, что автор лишил их возможности блеснуть собственной эрудицией и потягаться с главным героем в смекалке, но, учитывая, что повествование, как и всегда у Пехова, идет от первого лица, читатель в буквальном смысле оказывается в шкуре главного героя, благородного чэра Тиля эр'Картиа. Чтобы найти ответ на все загадки, придется пройти с Тилем весь путь от начала и до конца.

Главный герой личность вообще довольно занятная. На первый взгляд, благородный дворянин выделяется на фоне Нэсса и Гаррета, и более похож на Фернана из «Под знаком мантикоры», однако вскоре выясняется, что Тиль куда ближе к Нэссу и Гаррету, чем к работающему на благо государства Фернану. Несправедливо обвиненный в преступлении, которого он не совершал, Тиль был в буквальном смысле казнен и шесть лет провел в одиночной камере страшной тюрьмы «Сел и вышел» (первое — запросто, второе — почти никогда). Нет-нет-нет, главный герой вовсе не зомби или приведение, просто у лучеров есть такая особенность — после того, как во время казни им отсекают доступ к питающей их живительной энергии Изначального пламени, они еще могут прожить какое-то время. И Тиль живет, потому что у него есть одна цель — найти и покарать тех, кто подставил его.

Образы друзей и слуг Тиля также получились достаточно красочными, но особенно Пехову удались женские образы и характеры амнисов — слуг лучеров демонического происхождения, заключенных в вещи наподобие трости, меча или кинжала. Читая описания героинь женского пола понимаешь, что Пехов женщин любит, и у него хороший вкус. Особенно нужно отметить Бэсс и Эрин. Недаром, видимо, Пехов в посвящении поблагодарил за знакомство с этими героинями Елену Бычкову и Наталью Турчанинову. Поскольку сам я не знаком ни с одной из девушек, не могу сказать, заимствовал ли Пехов черты их характеров, или же дамы просто подали идею, но конечный результат получился удачным.

Характеры амнисов так же вышли достаточно запоминающимися. Пехов частенько награждает героев различными необычными спутниками, о существовании которых знает либо только главный герой, либо же ограниченный круг людей со специальными способностями. В «Страже» сверкали яркими красками невидимые обычным людям душа Проповедник и одушевленный Пугало, а в «Пересмешнике» читательской любви добивались трость Стефан, нож Анхель и две каменных горгульи, Зефир и Ио. И стоит признать, что симпатии они заслужили.

За счет своей глубины и многогранности «Пересмешник» — это не просто детективный роман в фантастическом антураже с прекрасно прописанными героями. По мельчайшим частичкам создавая свой новый мир, Пехов всячески старался придать ему достоверности, поэтому идеальным местом жизни Рапгар никак не назовешь. Испытываемые городом проблемы до боли знакомы каждому читателю, а к некоторым путям решения следовало бы прислушаться и сильным мира сего. Ведь загрязнение окружающей среды, несущийся со страшной скоростью технологический процесс, войны за ресурсы, межрасовые столкновения, вымирание слабых видов, уничтожение памятников старины — все эти проблемы актуальны не только в книге, но и в нашем мире, и их нужно решать здесь и сейчас, так как если книгу можно прочитать, отложить в сторону и забыть о решении проблем, то Землю на полку не положишь и от реальности не отмахнешься. Какую цену общество готово платить за прогресс? Стоит ли начинать войну из-за бьющей из земли черной горючей жижи? Ответы на многие из этих вопросов в книге приведены неутешительные, а как будет на самом деле, покажет время.

Цитата: «Беда прогресса в том, что он редко оглядывается на минувшее, мчится вперед и не хочет идти рука об руку со старыми знаниями. Прогресс многого может достичь, но он не всемогущ. Нет ничего всесильного в нашем мире».

При сравнении «Пересмешника» с другими сольными книгами Пехова возникает ощущение, что одиночные романы автору удаются куда лучше. Когда существует необходимость вместить всю интригу, весь сюжет, разрешить все загадки и создать целый мир всего за одну книгу, Пехов справляется куда лучше, чем когда пишет несколько книг. Вышедший недавно «Страж», грозящий превратиться в первый том нового цикла, — лишнее тому подтверждение. Несмотря на очередной оригинальный мир, ярких персонажей и интересный сюжет, присущей «Пересмешнику» целостности и шикарной атмосферы в книге нет и в помине.

И если «Пересмешник» доказал, что Пехов — уже удавшийся талантливый автор, то «Страж» сообщает, что Алексею еще есть куда стремиться и к чему расти. И, возможно, это и к лучшему, ибо кто знает, каких вершин достигнет талант писателя в будущем. Зная страсть Пехова к покорению горных вершин, хочется надеяться, что немаленьких. Пока что «Пересмешник» — это не только лучший роман в творчестве Алексея Пехова, но и знаковое произведение во всей нашей литературе, показывающее, что у нас могут не только плодить всевозможные книжные клоны «Сталкера», но и создавать оригинальные фантастические миры, населенные причудливыми симпатичными созданиями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий